По настойчивой рекомендации  [Painkiller], перешагнув через презрение и насмешки Олега, попробовала жанр японских визуальных новелл. Что имею сказать. Есть люди, которые смотрят дорамы, читают мангу или играют в визуальные новеллы. Если я раньше знала, что к первым двум категориям точно не отношусь, то теперь могу то же сказать и о третьей. Не столько смущает геймплей, заключающийся в перещёлкивании экранов и чтении написанного с возможностью изредка выбрать то или иное действие, сколько сама история. Это старая добрая японская школа, которую я и в аниме-сериалах-то избегала, а тут приходится завязнуть в ней по уши. Первая половина Clannad - рутина школа-дом-школа с выборами а-ля пойти на урок или прогулять. Я многое готова терпеть, но это банально скучно. После пары часов подобного времяпрепровождения стала жалеть, что здесь нет порнухи. Всяко б веселее было! К середине начинает показываться призрак сторилайна в виде девочки, которая то ли есть, то ли нет, но сопли и подростковые метания главгероя, по качеству душевных переживаний смахивающего скорее на ванильку, чем на хулигана, коим он якобы является, мешает пробиться ростку интереса.
Окончательно добила концовка. Представьте ситуацию: ночь, школа, мальчик сопровождает девочку младше его и ещё совсем ребёнка, они играют, и в процессе игры девочка заваливается на него сверху. Выбор реплик: "посиди так подольше" и "давай-ка слезай". Я, как истинный джЭнтльмен, конечно, выбираю второй вариант - при мысли о первом вообще тошно, - и игра после нескольких сцен вдруг заканчивается так резко, что я прощёлкиваю последнюю фразу. Чувствую, что после такого факапа затраченное время вдвойне теряет смысл, и, тихо матерясь, загружаю сохранение и заново прохожу финальный эпизод, прикола ради выбирая пошлую фразу. И что бы вы думали - это оказывается "правильным" выбором, ведущим к полноценной развёрнутой концовке. Одно слово - японцы.
Тот факт, что для полного прохождения игру требуется прочитать несколько раз, честно, пугает.